Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях интеграции России в международное экономическое пространство и определенной зависимости от колебаний мировой экономической ситуации значительную роль приобретает проведение грамотной и обоснованной торговой и экономической политики государства, немаловажной составляющей которых является таможенная политика, а также деятельность таможенных органов по ее осуществлению.
Совокупность таможенных органов, подчиненных им учреждений и организаций – это сложный и разветвленный механизм, обеспечивающий решение многообразных, подчас разнородных, но, в конечном счете, объединенных функциональной общностью, единых и целостных задач. Деятельность таможенной службы направлена на создание условий для эффективного развития и обеспечения экономической безопасности государства, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Возможность достижения этой цели в решающей степени определяется эффективностью деятельности таможенных органов.
Так как в настоящее время таможенные администрации сталкиваются с изменениями, связанными с процессами глобализации, интеграции, внедрением современных информационных технологий, повышением требований к качеству оказываемых услуг, реструктуризацией и оптимизацией штатной численности, то эти и другие факторы, придают первостепенное значение вопросам, связанным с качественным состоянием обеспечения деятельности таможенных органов, что напрямую влияет на их результативность. Анализ тематики обеспечения таможенной деятельности достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по ее организации.
Объектом исследования является организация функционирования таможенных органов.
Предметом исследования являются механизмы обеспечения деятельности Старооскольского таможенного поста Белгородской таможни.
Цель исследования – разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
– изучить сущность и содержание системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов;
– рассмотреть нормативно-правовую систему кадрового обеспечения деятельности таможенных органов;
– проанализировать систему кадрового обеспечения деятельности Старооскольского таможенного поста Белгородской таможни;
– предложить основные направления совершенствования системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов.
Были использованы методы анализа, синтеза, дедукции.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.
1. Теоретические основы системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов
1.1. Сущность и содержание системы кадрового обеспечения деятельности таможенных органов
Важнейшее место среди федеральных органов исполнительной власти занимают таможенные органы.
Учитывая основные направления государственной безопасности, определенные Стратегией национальной безопасности Российской Федерации и Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в качестве генеральной цели (миссии) таможенных органов следует определить «способствование развитию национальной экономики, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации».
Роль таможенных органов в обеспечении безопасности растет из года в год, что обусловлено складывающейся геополитической ситуацией, возникающими экономическими и политическими проблемами как внутри государства, так и на международном уровне и, как следствие, появлением новых угроз и рисков [19, с. 280].
Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, государством-членом которого является Российская Федерация, установлено, что «таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают выполнение следующих задач:
1) защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
2) создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза;
3) обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов, составляющих право Союза, законодательства государств-членов о таможенном регулировании, а также законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы».
Федеральный закон от 03 августа 2020 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательно закрепил, что «таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела – Федеральная таможенная служба (ФТС России); 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты».
Федеральная таможенная служба относится к числу федеральных органов исполнительной власти, руководство которых возложено на Правительство Российской Федерации. Это положение базируется на ст. 114 Конституции РФ и Указе Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы».
Для таможенных органов свойственна жесткая вертикально- иерархическая система подчиненности и субординации, в рамках которой каждый нижестоящий таможенный орган подчинен только вышестоящим таможенным органам, которые контролируют и направляют деятельность нижестоящих [11, с. 50].
Российская таможенная служба – одна из крупнейших в мире, она насчитывает около 55 тыс. человек и включает в себя 8 региональных и 4 специализированных региональных таможенных управления, 87 таможен, и 531 таможенный пост. В ее структуре также действует Российская таможенная академия и три ее филиала, признанная Всемирной таможенной организацией одним из своих региональных учебных центров. В 20 иностранных государствах действуют представительства ФТС России.
Таможенная система включает в себя также учреждения, подведомственные непосредственно ФТС России (таможенные лаборатории, учебные заведения, вычислительные центры и др.). В ведении ФТС России могут находиться государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.
Все звенья системы являются федеральными и не подчиняются органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и общественным объединениям.
Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации – пограничные. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций – внутренние.
По критерию гражданской принадлежности пересекающих границу лиц и государственной принадлежности перемещаемого ими имущества и транспортных средств все пункты пропуска можно разделить на:
– многосторонние (международные) – располагаются на участках интенсивного движения. Тут могут проходить грузы, товары, граждане любых государств;
– двусторонние – служат для перемещения через границу граждан двух пограничных государств;
– местные – служат для пропуска граждан соседних государств, которые имеют прописку в приграничных районах [14, с. 23].
Ко всему этому, таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.
Таможенная служба вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Согласно Приказу ФТС России от 31 мая 2020 г. № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне», таможня – это «таможенный орган Российской Федерации, входящий в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающий реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных данным положением».
В современных условиях заслуживает пристального внимания самое низовое звено системы таможенных органов – таможенные посты.
По моему мнению, по степени плотности и глубины непосредственного взаимодействия с участниками внешней торговли таможенный пост выполняет наибольший объем таможенных операций самого разнообразного направления. Поэтому влияние деятельности таможенного поста на количественные и качественные показатели развития региональной внешней торговли нельзя не учитывать и следует считать весьма важным, а поэтому подлежащим объективному изучению.
Общим положением о таможенном посте, утвержденным Приказом ФТС России от 31 мая 2020 г. № 834, установлено, что таможенный пост является «таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности таможенного поста в пределах полномочий, определенных данным положением».
В зависимости от функциональных полномочий таможенные посты могут создаваться в виде таможенного поста (ЦЭД), полномочия которого ограничиваются исключительно совершением таможенных операций в отношении товаров, декларируемых с использованием информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного декларирования товаров, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Организацию, контроль и координацию деятельности таможенного поста осуществляет таможня, в чьем подчинении он находится, однако отдельные таможенные посты могут находиться в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений. Регион деятельности таможенных постов определяет ФТС России [7, с. 132].
Таким образом, я считаю, что кадровое обеспечение таможенной организации - это обобщающая характеристика совокупных способностей и возможностей постоянных работников таможенного органа, имеющих определенную квалификацию, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками и опытом работы в определенной сфере деятельности эффективно выполнять функциональные обязанности и давать определенные экономические результаты в соответствии с текущими и перспективными целями организации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №1 (часть I). – Ст. 1
4. Федеральный закон от 14.11.2017 №317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант-Плюс».
5. Приказ Федеральной таможенной службы от 30 октября 2017 г. N 1720 «Об утверждении показателей результативности и эффективности деятельности ФТС России, территориальных таможенных органов и центрального аппарата ФТС России» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
6. Воробьева, И.Н. Кластерный подход к экономическому развитию приграничных регионов в условиях таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии / И.Н. Воробьева // Известия Алтайского государственного университета. – 2020. – № 2 (82). – Том 2. – С. 297-301.
7. Галузо, В.Н. Таможенное дело. Учебник для студентов вузов / В.Н. Галузо. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 375 с.
8. Коник, Н.В. Таможенное дело. Учебное пособие / Н.В. Коник. – М.: Омега-Л, 2019. – 204 с.
9. Лимонов, Л. Э. Региональная экономика и пространственное развитие. Учебник. В 2 томах. Том 2. Региональное управление и территориальное развитие / Л. Э. Лимонов. – М.: Юрайт, 2020. – 464 с.
10. Макрусев, В.В. Управление таможенным делом. Учебное пособие / В.В. Макрусев. – М.: Троицкий мост, 2019. – 448 с.
11. Маховикова, Г.А. Таможенное дело. Учебник / Г.А. Маховикова. – М.: Юрайт, 2019. – 395 с.
12. Покровская, В.В. Таможенное дело. Учебник / В.В. Покровская. – М.: Юрайт, 2019. – 731 с.
13. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2020. - № 4. – С.42-48.
14. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2020.
15. Таможенный союз и приграничное сотрудничество Казахстана и России. – СанктПетербург, 2019. – 56 с.
16. Толкушкин, А.В. Таможенное дело. Учебник для вузов / А.В. Толкушкин. – М.: Юрайт, 2019. – 551 с.
17. Толмачев, В.П. Теоретические аспекты социально-экономического развития регионов Российской Федерации / В.П. Толмачев; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. – М.: Юстицинформ, 2020.
18. Хмелева Г.А. Региональное управление и территориальное планирование: Учебное пособие / Г. А. Хмелева, В. К. Сенычев. – М.: Инфра-М, 2020. – 224 с.
19. Шкиотов, С.В. Таможенный союз как фактор повышения конкурентоспособности российской экономики / С.В. Шкиотов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2019. – № 6. – Том 18. – С. 280-286.
20. Шумакевич, Н.В. Экономический потенциал таможенной территории России: учебно-методическое пособие / Н. В. Шумакевич. – Балашов: Николаев, 2020. – 52 с.
21. Эриашвили, Н. Д. Таможенное дело. учебник / Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 375 с.